X5 оставляет свою недвижимость при себе23.07.2009. Один из крупнейших российских ритейлеров X5 опроверг заявления ряда СМИ о намерении компании продать свои недвижимые объекты в Москве. В X5 подчеркнули, что вопрос о готовности применить схему sale&leaseback, о чем сообщили информагентства, ритейлером не поднимался. Действительно, несколько днями ранее РИА "Новости" со ссылкой на материалы консалтинговой компании Cushman&Wakefield Stiles&Riabokobylko (C&W/S&R) утверждало, что X5 Retail Group рассматривает возможность продажи части своих магазинов по схеме sale&leaseback, предполагающей последующую аренду проданных помещений. "Речь идет о самых разных помещениях площадью от 1 тыс. кв.м до 10 тыс. кв.м. Некоторые из них расположены за МКАД", - заявила консультант отдела рынка капиталов C&W/S&R Ольга Руденко. Всего, по ее словам, X5 готова была обсуждать с потенциальными инвесторами продажу более 30 объектов площадью более 100 тыс. кв.м. В прошлом году схема sale&leaseback была реализована другой крупной торговой сетью. "Копейка" продала 18 магазинов общей площадью около 20 тыс. кв. м в Москве, Калуге, Туле, Новомосковске, Шатуре, Дзержинском паевому инвестфонду "УРАЛСИБ - аренда". Сумма сделки, по оценке специалистов, составила 15 млрд рублей, что позволило погасить ритейлеру оферту по третьему облигационному займу на 4 млрд рублей. Схема sale&leaseback позволяет получить дополнительные финансовые ресурсы, не обременяя себя долгами. Но специалисты говорят, что реализовать недвижимость сейчас становится все труднее. Тем более что недавно X5 завершила размещение рублевых облигаций серии 04 на сумму 8 млрд рублей сроком на 7 лет (в течение двух лет - под 18,46%). Сергей Лобанов, директор компании "МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость" : Действительно, схема sale&leaseback довольно часто использовалась среди ритейлеров для получения дополнительных финансов, однако следует отметить, что чаще она использовалась до и в начале кризиса. Сделка sale&leaseback имеет ряд преимуществ для ритейлера. Первым из них является тот факт, что он остается на этих площадях, уже максимально подходящих для ведения его бизнеса. Кроме этого, ритейлер всю полученную от продажи сумму может вложить в свой оборот, а риски повышения арендной платы нивелирует жестким договором аренды с новым собственником. Наступивший кризис добавил привлекательности такой сделке для ритейлера: площади были проданы по высоким рыночным ценам и сейчас по договорам аренды он, наверняка, говорит об оптимизации арендных платежей, т.е. их снижении. А вот новый собственник, рассчитывая на одну доходность, сейчас от этой ситуации пострадал. Преимуществом же такой схемы для покупателя является то, что приобретается арендный бизнес, а следовательно гарантируется стабильный доход. Договор sale&leaseback жестко прописывает отношения между новым собственником и арендатором и заключается на длительный срок. Плюсом также является то, что в собственность приобретается хорошее помещение, без скрытых недостатков. Однако следует отметить, что окупаемость этого бизнеса невысока и составляет 7-9 лет, что соответствует интересам лишь узкого круга инвесторов. Справка БН: В ряду первых наиболее известных сделок sale&leaseback стоит продажа компании "Тройка Диалог" в конце 2005 года помещений сети аптек 36,6 и ресторанов Тинькоff. За рестораны Тинькоff Тройка заплатила около $10 млн. Одной из первых сделок в сегменте гостиничной недвижимости стала продажа здания отеля Heliopark Country компании London Regional Properties за $20 млн в конце 2006 года. По договору аренды бывший собственник остался в праве осуществлять управление этим объектом в течение 20 лет. Компания McDonalds уступила свое здание в Газетном переулке компании Eastern Value Partners Ltd за $38,4 млн. В 2007 году компания "Седьмой континент" продала принадлежащие ей 4 тыс. кв. м в ТЦ "Атриум", заключив с новым владельцем соглашение о последующей долгосрочной аренде приблизительно 3 тыс. кв.м.
Источник: Бюллетень недвижимости |