+7 (909) 967-33-30

Почему все наукограды Московской области в центр пристального внимания

25.06.2013.

Уже больше месяца прошло с того дня, как в должность Губернатора Московской области вступил бывший руководитель МЧС Сергей Шойгу. Недавно он провёл первую видеоконференцию с руководителями всех городов и районов региона. Своими впечатлениями о том, с чего и как началось рабочее взаимодействие Губернатора с властями подмосковных муниципальных образований и какие тенденции намечаются в политике регионального развития Подмосковья, мы попросили поделиться руководителя городской Администрации Елену Логвиненко.

— Елена Ивановна, в последнее время высказывалось немало всяких предположений, как мы будем жить при новом Губернаторе. Например, кто-то надеялся на то, что Сергей Шойгу, придя на эту должность, возьмёт и раздаст муниципальным образованиям много денег…

— Я с самого начала скептически относилась к подобным надеждам, поскольку десять лет работала в бюджетной сфере и прекрасно видела, как формируется бюджет Московской области. Разговоры о том, что там существуют какие-то огромные «заначки», которые можно перераспределить, меня просто удивляли, и я оказалась права: никакого «золотого дождя» не случилось. Наоборот, во время совещания, которое Губернатор провёл по видеосвязи, прежде других прозвучал вопрос о том, как местные власти сами работают над пополнением муниципальных бюджетов. Сергей Кужугетович поручил всем провести инвентаризацию муниципальных земель, поскольку по сегодняшним данным налоговых органов, порядка 30% земель (122 тысячи земельных участков) выведены из налогового оборота. В Королёве эта проблема тоже существует, и недавно сотрудники нашей Администрации съездили в Мытищи, где земельным налогом охвачено чуть ли не 99% территории, ознакомились с их практикой. Некоторые наработки наших соседей, на мой взгляд, могут быть использованы и у нас. В частности, целесообразным представляется максимальное разбюрокрачивание про¬ цедуры оформления прав на землю, вплоть до использования таких механизмов, когда житель может оформить доверенность на сотрудников Администрации, и они сами займутся оформлением необходимых документов. Да и опыт мытищинцев по индивидуальным обходам потенциальных плательщиков налога на землю тоже заслуживает внимания, хотя настораживает, что у них в этой работе задействован довольно большой штат сотрудников. Мы попытаемся перенять этот опыт, но без увеличения численности административного аппарата.

Также во время видеоконференц¬ связи Губернатор доложил об образовании инвестиционного совета Московской области, сказав при этом, что его крайне волнует состояние дел с реализацией инвестиционных контрактов на территории Подмосковья. А это и проблемы обманутых дольщиков, и затягивание сроков строительства социальных объектов. Разговор шёл о том, что будут создаваться региональные «чёрные списки» недобросовестных компаний, чтобы не было такого, когда инвесторы не выполнили свои обязательства в одном городе, а потом беспрепятственно продолжают делать то же самое в соседнем муниципальном образовании.

Кроме этого, С. К. Шойгу посвятил много времени вопросам ЖКХ, сказал о необходимости полной ревизии деятельности управляющих компаний и того, как расходуются средства, собранные с населения.

И ещё он поставил амбициозную задачу: к 2015 году попытаться ликвидировать очереди в детские сады, а сейчас в целом по области на очереди стоят 150 тысяч детей. Минимум, что требуется от муниципальных образований, — подобрать земельные участки под строительство детских садов и выполнить проектно-изыскательские работы.

— А можно ли уже что-то говорить о позиции Сергея Шойгу по отношению к наукоградам?

— Пока об этом трудно судить, но всё же очевидно, что С. К. Шойгу не остался равнодушным к особенностям голосования наукоградов на последних президентских выборах. Он воспринял их как сигнал того, что в подмосковных городах науки накопились достаточно серьёзные проблемы. Напомню, что почти половина из 62 муниципальных образований России, которые по своему научно-техническому потенциалу могут претендовать на статус наукограда, и девять из четырнадцати городов, уже имеющих этот статус, находятся в Подмосковье. Поэтому одним из первых действий С. К. Шойгу на новом посту стало поручение разобраться, что вызывает недовольство жителей этих муниципальных образований, и подготовить совещание по состоянию дел во всех наукоградах Московской области. Его намечено провести уже меньше чем через месяц, и на нём будут рассматриваться итоги социально-экономического развития наукоградов за последние три года по всем основным показателям, включая обеспеченность жителей объектами образования, культуры, здравоохранения, спортивными сооружениями и так далее. Также планируется обсудить проблемы, которые местные власти видят в территориальном развитии своих муниципальных образований, — от ограниченности территорий и отсутствия собственных мусорных полигонов до состояния жилого фонда и инженерных сетей. Губернатор намерен разобраться, какие программы развития приняты в наукоградах, какие цели в них ставятся и какие пути предлагаются для их реализации.

— Как вы намерены отвечать на все эти вопросы? На чём заострите внимание? В решении каких задач рассчитываете на помощь областного руководства?

— Есть вещи, которые мы обязаны делать по закону, и они должны быть приоритетными, поэтому будем делать акцент на них. Например, мы обязаны запустить программу энергоресурсо¬ сбережения, установить во всех многоквартирных зданиях общедомовые приборы учёта. Помимо этого, существуют задачи в области ЖКХ, экологии, землепользования, бюджетной политики и так далее, вытекающие из расстановки приоритетов городских властей. Говоря об этом, нужно учитывать особенности нашего города. Если мы хотим остаться наукоградом, опирающимся на научно-промышленный градообразующий комплекс и развивающимся вокруг него, то вся социальная инфраструктура в первую очередь должна быть сориентирована на горожан, работающих на этих предприятиях. Ещё один приоритет вытекает из необходимости кадрового обеспечения градообразующих предприятий, то есть на лидирующие позиции выходят вопросы строительства жилья для этих работников, развития образовательной среды для их подготовки.

У нас есть база, на которую можно опереться при расстановке приоритетов: пятилетняя программа комплексного социально-экономического развития города. Я отдаю себе отчёт в том, что она не идеальна, поскольку составлялась в первую очередь на основе понимания того объёма ресурсов, которым мы можем распоряжаться, и в отсутствие важного документа: стратегии развития муниципального образования на ближайшее десятилетие. Работа над стратегией — это дело всего городского сообщества, и в настоящее время она начата.

Что касается вопроса о том, в решении каких проблем мы рассчитываем получить помощь региональных властей, то частично я на него уже ответила: рассчитывать на лёгкую поддержку каких-то финансовоёмких проектов не приходится. Надо ориентироваться на поиск инвестиций другими способами. А из проектов, которые нам самим всё равно не потянуть, мы заявляем в рамках подготовки к июльскому совещанию о строительстве детских дошкольных учреждений: одного — в границах новостроек на Полевой, Урицкого и Спартаковской, второго, возможно, дополнительно к заявленному по инвест¬ контракту — в новом микрорайоне, строительством которого занимается компания «Русинвест» (напротив проходной ЦНИИмаша). Также мы помним о напряжённой ситуации с детскими садами в районе улицы Мичурина, в Завокзальной части города и думаем над этим. Ещё обязательно будем говорить о лифтах. В нашем городе сейчас сто лифтов со сроком эксплуатации 25 лет и более, и силами жителей с задачей их замены не справиться. Подадим заявку по проблемам транспортной инфраструктуры, обозначив две темы: реконструкция улицы Пионерской с её расширением и возвращение к вопросу устройства дополнительного въезда в город по границе Лосиного острова. Будем просить помощи в реконструкции стадиона «Металлист», по которому сейчас на свои средства выполняем проектно-изыскательские работы, а также в реализации первого этапа реконструкции «Вымпела».

Надеюсь, что наши пожелания будут услышаны, ведь неоспорим тот факт, что наукограды действительно становятся точками роста инновационной экономики и объём производства в таких городах растёт в два раза быстрее, чем в среднем по стране.

— Заметьте, что судьба наукоградов сегодня находится в центре внимания не только в Подмосковье, но и вообще по всей России. Вот, в частности, активно обсуждаются изменения в Федеральные законы «О статусе наукограда Российской Федерации» и «О науке и государственной научно-технической политике». Как вы считаете, свидетельствует ли это о том, что в наукоград¬ ском движении назрел кризис?

— Думаю, об этом речи нет. Хотя, действительно, вокруг принятия новой редакции закона о наукоградах идёт большое движение. Если раньше межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации направлялись исходя из численности населения города, то теперь их объёмы планируется определять по результатам конкурсного отбора среди городских проектов по развитию инфраструктуры и научно-производственного комплекса. И в этой связи намечается борьба между данной тенденцией и сторонниками дальнейшего развития существующей стратегии государственной поддержки городов, имеющих статус наукоградов. В частности, высказывается мнение, что сам этот статус недостаточно внятен, что средства господдержки во многих наукоградах превратились просто в довесок к городским бюджетам и не обеспечивают никакой инновационной компоненты развития этих муниципальных образований.

— Но ведь условия, регламентированные нынешним законодательством, просто не позволяют расходовать средства господдержки на инновационные проекты…

— Да, на эту тему и развился спор. Как известно, возможности расходования средств господдержки сегодня ограничены финансированием социальной, инженерной, инновационной инфраструктуры наукоградов, но никак не научно-прикладных, а тем более фундаментальных научных задач. В наукоградах по этому поводу нередко высказываются сожаления. С другой стороны, такой подход оправдан, поскольку только венчурные капиталисты, венчурные фонды сознательно идут в рисковый бизнес, когда, условно говоря, лишь один из двадцати профинансированных проектов «выстреливает», но зато он оказывается настолько рентабельным, что позволяет не остаться внакладе и заработать. Государство же — это не венчурный фонд, оно не имеет права рисковать бюджетными деньгами.

— И что же, на этом основании России теперь вечно оставаться «банановой республикой», живущей исключительно за счёт продажи ресурсов?

— Один из возможных путей прорыва — создание по стране (не в замещение, а, возможно, на базе наукоградов) инновационных национальных кластеров. Да, это трудный для восприятия наукообразный термин, но базируется он на достаточно простых идеях. Понятие «инновации» я бы объяснила как неравнодушный, нестандартный подход к решению задач и применение современных технологий и материалов. Соответственно «инновационный кластер» — это территориально обособленная структура, состоящая из органов местного самоуправления, предприятий, предпринимателей, учреждений науки и образования, социальной сферы, которые все вместе объединены и нацелены на решение задач инновационного развития. Иными словами, это точка роста каждого региона, которая может показать всем соседним муниципальным образованиям лучшую практику инновационного поведения в области обустройства городской среды. И, что важно, такие точки роста государство обещает всесторонне поддерживать. На реализацию первых пилотных проектов будет направлено по пять миллиардов рублей в течение пяти лет. Естественно, что чуть ли не вся Россия встала в очередь за этой господдержкой. В Мин¬ экономразвития заявлено около сотни проектов, между которыми наверняка развернётся жесточайшая конкуренция. В частности, ведущее королёвское предприятие РКК «Энергия» выступило с предложением создать в нашем городе национальный космический кластер. Пока это только попытка, результата мы не знаем, так что в деталях говорить об этом преждевременно. Скажу лишь, что недавно по инициативе руководства корпорации прошло совещание, в котором участвовали заместители руководителей других градообразующих предприятий, образовательных учреждений, представители муниципалитета, и все с энтузиазмом поддержали эту идею, суть которой — в создании центра международного космического сотрудничества, что «подтянет» за собой решение различных инфраструктурных задач. Они важны для города, и мы думаем в этом направлении, ищем ресурсы, понимая, что возможности городского бюджета весьма ограничены и наша попытка качественного прорыва в развитии городской среды осуществима только при условии вхождения вместе с градообразующими предприятиями в те или иные крупные федеральные проекты. Поэтому мы видим будущее города только в тесном взаимодействии с нашим научно-промышленным комплексом, а также, безусловно, с федеральными и региональными властями.

« назад

Новости

16/09

2013

Скоро выборы
Источники в Правительстве Московской области сообщают, что выборы главы города Королёва - дело решенное. В начале следующего года у нас может начаться "театр абсурда", как в Пушкино в наши дни... Итак, городское поселение Пушкино Московской области...

15/09

2013

Цены станут ниже
Так, при проверке в 'Аптеке под аркой' ООО Торговый дом 'Мегафарм' установлено, что в нарушение требований Федерального закона 'Об обращении лекарственных средств' предельные розничные цены были завышены в отношении 25 наименований препаратов, включенных в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, сообщили в Прокуратуре.

все новости

Интересно

Статьи

Аренда квартиры: как уберечь себя от неприятностей
Желание найти недвижимость в аренду с приемлемой ценой еще и в подходящем районе не всегда может закончиться получением ключей. Осторожность и внимательность к мелочам поможет избежать потери денег и не поддаться на уловки мошенников.

Ножи для фаскоснимателя
Ножи для фаскоснимателей по металлу – это ключевые инструменты, которые обеспечивают высокое качество и точность обработки. При их выборе важно учитывать тип обработки, характеристики ножа и материал, с которым вы работаете.

все статьи