Строительные технологии в зеркале архитектурыН.И. Шумаков, академик, автор более 20 станций Московского метрополитена - Если говорить о влиянии современных технологий на архитектурный облик объекта, то я бы, пожалуй, упомянул о недавно появившейся эстакаде, связывающей две мощные транспортные артерии столицы - МКАД и проспект Маршала Жукова. Именно благодаря современным технологиям на этом объекте нам удалось реализовать все, что было задумано. Прежде всего, это касается основного пролета моста непостижимой для России длины - 409 м. Пролет поддерживается системой вант, крепящихся к дугообразному пилону. Правда, здесь следует оговориться: эта технология считается новой только применительно к Москве, а вообще в России это уже третий вантовый мост. Но все равно, используя оригинальные конструкторские решения и передовые технологии, мы смогли перекрыть эти самые, рекордные для нас, 409 м. Благодаря новым технологиям и конструкциям, новому подходу к решению объемов, надеюсь, нам удастся достойно завершить этот грандиозный объект и до конца 2007 года поднять на проектную отметку ресторан, который займет свое место под дугой пилона. Несколько слов о самом ресторане: он спроектирован в виде прозрачной капсулы, которую мы называем "летающей тарелкой". В качестве ограждающих конструкций этого объема мы использовали витражи из "нержавейки" с заполнением из молированного стекла. Довольно необычно осуществлено крепление стекла в витраже. Стекла монтируются из помещения ресторана, так как это высотный объект, висящий под пилоном моста, и снаружи к нему не подберешься. Крепление стекла изнутри обеспечивает доступ к нему при необходимости его замены в случае повреждения, а также для регулярного гигиенического обслуживания. Кстати, для мытья стекол изнутри специалисты из Тулы сконструировали и изготовили специальный манипулятор. Он закреплен в определенной точке в объеме капсулы ресторана. Кроме того, на этом объекте мы применили новые демпферные устройства для гашения вибрации, возникающей от собственных колебаний конструкций моста и под действием ветровых нагрузок. Как известно, в архитектуре нет каких-то раз и навсегда определенных правил. Множество примеров, когда глубоко продуманная функция, тщательно проработанная технологическая схема позволяли получить объект, архитектурно значимый, хотя к его созданию не привлекался ни архитектор, ни дизайнер. Часто встречаются такие сугубо утилитарные сооружения, построенные анонимно, без участия архитектора. Нередко они очень интересны, несмотря на то, что их облик сформирован чем-то исключительно утилитарным. Среди таких объектов много временных сельскохозяйственных построек, городских производственных зданий. Очень выразительными бывают, к примеру, элеваторы, заводы по производству железобетонных конструкций. А нефтеперегонные предприятия и химкомбинаты - вообще как архитектурная фантазия Якова Чернихова. А есть пример, когда супер-объекты во многом обязаны рождением представителям околоархитектурных профессий, но не архитекторам. К примеру - конструктор Нодар Канчели. Он очень интересно рисует, хотя и не имеет навыков академического рисунка. Когда Канчели берется за карандаш, у него получаются эскизы, концентрированно отражающие все "игры" сил и напряжений, возникающих в строительных конструкциях. Такое может сделать только "умная" рука, которая пусть неумело и неуверенно с архитектурных позиций, но предельно коротко и точно передает мысль конструктора. А что касается компьютера, то, безусловно, он во многом облегчил жизнь всем проектировщикам, но, по-моему, никогда не будет способен заменить божественную мистическую связку "Бог - душа - глаз - рука".
|