Правилом хорошего тона в строительной индустрии последних лет стало
проектирование эскалаторов (в некоторых многоуровневых сооружениях) или
же пассажирских конвейеров. Речь идёт о таких строительных объектах, как
железнодорожные, речные и автовокзалы, аэропорты,
торгово-развлекательные центры и т.п. Эти высокотехнологичные устройства
легко справляются с постоянно возрастающим пассажиропотоком.
Современные эскалаторы отличаются достаточной надёжностью и безопасностью. Дизайн их очень органично вписывается в интерьер сооружений. Эскалатор – эта наклонённая под углом 30-35° «лестница–чудесница», которая бежит «само собой» вместе с пассажирами вверх или вниз. Электродвигатель через цепочную или ремённую передачу редуктора приводит в движение замкнутые в единую цепь ступени лестницы.
Эскалаторы бывают двух типов – тоннельные и поэтажные, различаются они по углу наклона. До высоты 6 м – 30-35 °, а свыше 6 м – не более 30°.
Тоннельные (тяжёлые) эскалаторы устанавливают в местах с большим пассажиропотоком, в первую очередь на станциях метрополитена глубокой закладки, а также в аэропортах, на больших вокзалах, подземных и наземных переходах. Из-за большой протяжённости к ним предъявляют повышенные требования по прочности и надёжности тормозов. Между лентами обязательно должны находиться изготовленные из нержавеющей стали ограждения (балюстрады).
Поэтажными (лёгкими) подъёмными машинами оборудуются станции метрополитена мелкой закладки, спортивные комплексы, административные здания, бизнес-центры. Вся механика и электрика поэтажных эскалаторов надёжно закрыта от посторонних вмешательств внешним обрамлением.
Основные преимущества их следующие:
- обслуживание большего, чем у фуникулёров и лифтов, пассажиропотока;
- в случае остановки, возможность использования в качестве лестничного пролёта;
- непрерывная работа – пассажиры могут вступить на лестницу без всякой задержки.
А вот к недостаткам можно отнести, как правило, более высокую, чем у лифта или фуникулёра стоимость. К тому же, пассажирам с тележками перемещаться по эскалатору проблематично. Да ещё в многоэтажном здании им приходится на каждом этаже делать пересадку.
Этих недостатков лишён пассажирский конвейер – он представляет собой ленту, движущуюся в горизонтальной плоскости. Иногда – с незначительным уклоном. Для перемещения покупателей с тележками на большие расстояния в гипермаркетах и огромных торгово-развлекательных центрах они просто незаменимы. К достоинствам их можно отнести также надёжность, низкий уровень издаваемого шума, компактность и небольшую энергозатратность.